Введение является обязательным разделом и курсовой ("Положение о курсовой работе..."), и выпускной квалификационной работы (ВКР) ("Положение о выпускной квалификационной работе...").
Введение, исходя из названия, предваряет основной текст курсовой или ВКР. Однако написать этот раздел первым сложно, по крайней мере, его по завершении основной части работы придётся существенно переделывать под то, что получилось - исследовательская работа только в головах никогда не написавших ни одной статьи управленцев укладывается в заранее заданные рамки сформулированных задач исследования, его гипотезы и т.п.
Введение и в курсовой, и в ВКР имеет статус главы - его название оформляется заглавными буквами, полужирным шрифтом (ВВЕДЕНИЕ) и выравнивается по центру страницы без абзацного отступа; перед и после слова "ВВЕДЕНИЕ" вставляются пустые строки.
В соответствии с "Положением о курсовой работе" (пункт 4.3.3) Введение должно включать обоснование актуальности темы исследования, в нём должны быть определены объект и предмет исследования, сформулированы его цель и задачи. Гипотеза исследования, пункты теоретической и практической значимости, описание методов исследования и его структуры являются возможными, но не обязательными компонентами Введения курсовой работы в соответствии с Положением.
К сожалению, "Положение о курсовой работе..." не предусматривает формулирования проблемы исследования, которая является причиной, поводом для любого научного исследования (нет проблемы - нет исследования!).
Поэтому в курсовой работе во Введении буду проверять наличие и содержание следующих разделов:
1) проблема исследования;
2) актуальность исследования;
3) объект исследования;
4) предмет исследования;
5) цель исследования;
6) задачи исследования;
7) методы исследования (только в том случае, если курсовая носит теоретический характер; в курсовых с экспериментальной частью методы исследования описывать в отдельной главе - "Методы и организация исследования").
Никакой "структры исследования" во Введение не вставляем (кому это в голову пришло - не знаю)!
В Введении ВКР должны присутствовать следующие пункты:
1) проблема исследования;
2) актуальность исследования;
3) объект исследования;
4) предмет исследования;
5) цель исследования;
6) задачи исследования;
7) основные положения, выносимые на защиту;
8) научная новизна;
9) теоретическая значимость;
10) практическая значимость.
"Положение о ВКР..." рекомендует в конце Введения приводить краткое содержание последующих глав ВКР... Я как научный руководитель смысла в этом не вижу, более того, считаю это нелепым: если у читателя возникнет желание ознакомиться с содержанием работы - к его услугам Содержание на второй странице, полный текст ВКР, Выводы, наконец. Поэтому никакого краткого содержания не пишем и готовимся защищать эту точку зрения (ну, или ищем другого руководителя, согласного с этимм требованием "Положения о ВКР...").
Итак...
Проблема исследования - этот раздел Введения содержит краткие итоги Обзора литературы (что изучено по теме исследования, а что является ещё неизвестным) и показывает, что же может дать разработка выбранной темы для практики физического воспитания и спорта.
Актуальность исследования - в этом разделе должно быть сформулировано, почему именно выбранную проблему нужно решать именно сейчас, возможно ли решение этой проблемы при текущем состоянии науки и практики.
Объект и предмет исследования - формулирование этих пунктов в курсовой и ВКР связано с принятием в качестве одной из методологических основ современных научных исследований системного подхода - очень упрощённо его суть состоит в утверждении "Всё есть система и всё есть часть другой системы". Система (очень упрощённо) - это набор компонентов, соединённых в соответствии с системообразующим фактором. Например, стул - это набор компонентов (спинка, ножки, сидение), соединённых в соответствии с системообразующим фактором - функцией стула - на нём должно быть удобно сидеть. Если те же компоненты соединить иначе (прикрепить ножки вверху и внизу сиденья, например), то такая конструкция стулом уже являться не будет. Определяя предмет исследования, автор указывает, какую же систему он собирается непосредственно изучать - этим задаётся её компонентный состав и структура (взаимосвязи между компонентами) - дальше отвлекаться нельзя. В приведённом примере предмет исследования - стул. В какую же систему, более высокую по иерархии, включён стул? Если вести речь о стульях в аудиториях института, то это пара - стул + стол. Является ли эта пара системой? Да - она состоит из компонентов (стул и стол), соединённых в соответствии с системообразующим фактором - на них должно быть удобно сидеть и писать, работать на компьютере. И эта пара - стул + стол - объект исследования. Зачем его выделять? А чтобы исследователь не зафантазировался - например, в результате своих изысканий автор предлагает сделать стул (предмет исследования) высотой десять сантиметров (а чего - экономия материала!) - нет, не пойдёт, неудобно будет за столом сидеть, пара стул + стол (объект исследования) не будет выполнять свою функцию. Если перейти от стульев к специфике нашей специальности, то предметом и объектом исследования могут являться, например, методика силовой подготовки прыгуна в длину и силовая подготовка прыгуна в длину; силовая подготовка прыгуна в высоту и физическая подготовка прыгуна в высоту; физическая подготовка прыгуна с шестом и подготовка прыгуна с шестом в целом. Читателю представляется возможность проследить межсистемные отношения приведённых примеров и попрактиковаться в самостоятельном формулировании подобных пар.
Цель исследования - прямо связана с его названием. Например, если тема "Техника бега ведущих спринтеров Адыгеи", то цель можно сформулировать как "Изучить объективные характеристики техники бега ведущих спринтеров Адыгеи как исходные данные для их технической подготовки".
Задачи исследования - детализируют его цель, позволяют понять, каким же способом автор намерен достигнуть цели. Например, для приведённой выше цели исследования могут быть сформулированы следующие задачи:
1. Изучить особенности техники низкого старта ведущих спринтеров Адыгеи.
2. Определить основные характеристики бегового шага в беге по дистанции у ведущих спринтеров Адыгеи.
3. Сравнить технику бега ведущих спринтеров Адыгеи и ведущих спринтеров России и мира.
Методы исследования - во Введении приводятся только в курсовой работе, основанной на анализе литературы. В этом случае кратко указывается анализ литературы как основной метод исследования и где проводился поиск источников по теме исследования (кратко). Во всех остальных случаях методы исследования подробно описываются в соответствующей главе.
Основные положения, выносимые на защиту - краткие утверждения, основанные на результатах работы, которые автор собирается защищать. Положения, выносимые на защиту, определяются задачами исследования: по каждой задаче должно быть как минимум одно положение. Если решение одной из задач исследования объёмно, то на защиту можно выносить два и более положений по этой задаче. Например, по первой задаче исследования, приведённой выше, на защиту может быть вынесено следующее положение:
1. Ведущие спринтеры Адыгеи ставят стопы на стартовые колодки так, что их носки не касаются дорожки. При этом большая часть обследованных спринтеров не справляется с очень острым углом отталкивания, задаваемым таким положением на старте, и излишне рано выпрямляется, переходя к бегу по дистанции.
по второй задаче исследования, приведённой выше:
2. Большая часть ведущих спринтеров Адыгеи в момент касания опоры в беге по дистанции имеет значительный угол между бёдрами опорной и маховой ног. Это приводит к смещению общего центра масс тела назад в момент касания дорожки и уменьшению угла приземления, что может являться причиной увеличения силы амортизации до момента вертикали.
Автор должен на защите своей работы предоставить все материалы, позволяющие защитить сделанные подобные утверждения.
Научная новизна - что нового для науки получено в работе. Тоскливый пункт... Ну, тем не менее... Научная новизна должна быть рассмотрена для решения каждой из задач исследования. Пробуем (для первой задачи выше):
1. Впервые получены объективные характеристики поз современных ведущих спринтеров Адыгеи на стартовых колодках, изучена специфика их реагирования на стартовый выстрел и выбегания с колодок.
Дальше...
Теоретическая значимость исследования - какие разделы теории физического воспитания и спортивной тренировки дополнены и чем. Тоже тоскливый пункт... Тоже должны быть сформулированы пункты по каждой задаче исследования. Ну... По третьей задаче:
3. Теория технической подготовки бегунов-спринтеров дополнена знаниями об отличиях низкого старта и стартового разбега современных спринтеров, имеющих квалификацию "первый разряд - кандидат в мастера спорта" и элитных спринтеров.
Практическая значимость - оцениваем, что дают для практики результаты исследования. Тоже по каждой задаче (ну, хотелось бы). По первой задаче:
1. Оценка объективных характеристик низкого старта у современных сильнейших спринтеров Адыгеи позволила дать обоснованные практические рекомендации по их технической и скоростно-силовой подготовке, реализация которых повысит эффективность их соревновательной деятельности.
В формулировании названных разделов Введения курсовой и выпускной квалификационной работы поможет критическое осмысление методологического аппарата авторефератов диссертаций по разрабатываемой теме (диссертация - это тоже научная квалификационная работа, имеющая схожую с ВКР структуру).
По Введению фсё...
Поделиться с друзьями: