+7 (8772)593-973
Майкоп, ул. Советская, д. 193, Адыгейский государственный университет, Институт физической культуры и дзюдо
oleg.nemtsev@mail.ru


Пишем Обзор литературы

Обзор литературы является первой главой выпускной квалификационной работы (ВКР) и первой (если курсовая имеет практическую часть) или единственной (если курсовая включает только обзор литературы) главой курсовой работы. 

Основная задача Обзора литературы - показать, что имеется в литературе по теме ВКР или курсовой, а что является ещё неизученным. Иными словами, задача Обзора литературы - обосновать проблему исследования: научная проблема есть несоответствие возможностей теории запросам практики (практика нуждается в определённых знаниях, а их нет).

Обзор литературы не должен выглядеть как куски текста, надёрганные из необъятного Интернета! В нём должны осознанно рассматриваться труды специалистов по выбранной тематике. В Обзоре литературы должно быть однозначно указано, кому принадлежат та или иная мысль, мнение, информация, поэтому практически каждый абзац должен содержать ссылку на авторов обсуждаемых мнений, опубликованные источники которых должны быть внесены в Список использованной литературы. Исключения могут составлять лишь мысли автора ВКР или курсовой, оценивающие анализируемые источники, например: "В связи с тем, что более высокая скорость бега может быть обусловлена более высокой частотой шагов спринтера и являться причиной (а не следствием) большей длины шага на финише, приведённые выше рекомендации некоторых авторов стремиться к увеличению длины шага на финише спринтерской дистанции требуют дополнительной проверки", - такое выражение не требует отсылки к тому или иному источнику литературы.

Текст Обзора литературы должен содержать выражения, позволяющие видеть осмысление, сопоставление, сравнение мнений различных специалистов: "Ряд авторов считают, что ...", "В то же время некоторыми исследователями наблюдалось...", "Не согласен с мнением И.И. Иванова (2021) С.С. Сидоров (2023), который показывает, что...", "Большинством специалистом в области ... принято мнение о том, что ...", "Однако, в последнее время применение современной высокоскоростной видеоаппаратуры и многофункционального программного обеспечения для видеоанализа позволило по-новому взглянуть на ..." и т.п.

Ссылки на авторов анализируемых мнений делать только с помощью круглых скобок: "П.П. Петров (2002) считает...", "Некоторые авторы указывают, что ... (А.А. Абрамов, 2019)"! За ссылки при помощи квадратных скобок (Некоторые авторы считают, что ... [12]) работы буду возвращать на переоформление!

Текст Обзора литературы должен содержать несколько пунктов, логично делящих его содержание, например, название Обзора литературы - "Техника бега на короткие дистанции" - это название всей главы. Глава делится на подразделы:

1.1. Техника старта и стартового разбега

1.2. Техника бега по прямой

1.3. Техника бега по повороту

1.4. Техника финиширования

1.5. Техника бега с субмаксимальной, максимальной и ультрамаксимальной скоростью

1.6. Заключение по главе

Оформление заголовков главы и её подразделов смотри на странице "Оформление..." и в примере "Обзора литературы ниже. 

Большой плюс к оценке Обзора литературы даёт наличие небольшого заключения, обобщения в конце каждого подраздела главы: "Таким образом, в многочисленных исследованиях показано, что спринтеры высокой квалификации на первых шагах стартового разбега могут ставить стопы позади проекции общего центра масс тела, в то время как менее квалифицированные спринтеры ..." и т.д. Завершить главу необходимо общим заключением, в котором обобщается, что же изучено, а что ещё неизвестно.

Работы, претендующие на высокую оценку, должны содержать сведения о том, каким образом осуществлялся поиск источников литературы: "Поиск источников литературы осуществлялся в базах Российской государственной библиотеки (https://www.rsl.ru), электронной научной библиотеки (https://www.elibrary.ru), архиве конференции международного общества биомехаников спорта (https://isbs.org/conferences/proceedings-archive) и в архивах журналов "Лёгкая атлетика" (https://rusathletics.info/journals) и "New Studies in Athletics" (https://worldathletics.org/nsa). В Российской государственной библиотеке поиск осуществлялся следующим образом: 1) задавались поисковые слова "спринтерский бег" и потом - "бег на короткие дистанции", 2) затем вручную проводился первичный отбор источников, наиболее связанных с темой исследования. Таким образом были отобраны и рассмотрены 289 источников, 28 наиболее принципиальных из которых были проанализированы в работе. ... В архиве конференции биомеханики в спорте поиск проводился по следующему алгоритму: 1) ...". В противном случае заключение о степени изученности того или иного вопроса будет не обоснованным, зависимым от личного мнения автора и невоспроизводимым.

Для анализа в Обзоре литературы отбираются источники научного или методического характера, содержащие доказательства, обоснование приводимых в них мнений, взглядов, информации. В связи с этим наиболее подходят для использования в курсовых и выпускных квалификационных работах научные статьи, монографии и авторефераты диссертаций. Сами диссертации считаются неопубликованными произведениями (в отличие от их авторефератов), не имеют выходных данных и анализируются в исключительных случаях - если информация, приведённая в диссертации, отсутствует в её автореферате. Учебники и учебные пособия считаются изданиями, уже содержащими обобщения мнений большого числа специалистов, и поэтому они также используются только в исключительных случаях - если авторы приводят собственное мнение, принципиальное для темы курсовой или ВКР, результаты собственных исследований, не опубликованные в других источниках.  

Все источники, проанализированные в Обзоре литературы, должны быть представлены в Списке использованной литературы! Список литературы составляем параллельно написанию Обзора литературы, чтобы потом не прыгать и не искать потерянные источники!

Большинство оценщиков курсовых и выпускных квалификационных работ требуют рассмотрения в Обзоре литературы преимущественно источников последних лет и игнорирования исследований прежних лет, даже принципиальных. Это не наш путь! В Обзоре литературы анализируем ВСЕ значимые источники по теме работы - для подтверждения этой всевости и указываем, где и как осуществлялся их поиск. Ну, если уж совсем не хочется дёргать тигра (различных проверяющих и оценивающих) за усы - вставляем на видные места (начала разделов в Обзоре литературы) источники поновее.

Пример вменяемого Обзора литературы.